воскресенье, 14 декабря 2008
первоисточникПриветствую уважаемых перловкоманов. Сегодня мы поговорим о Мэри-Сью. На сайте tvtropes.org можно найти подробный разбор этого феномена, поэтому те, кто дружат с английским, могут пройти прямиком по ссылке:
tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/MarySue - и прочитать все материалы в оригинале.
Представьте такую ситуацию: заходите вы на любимый фанфик-сайт, где одним прекрасным утром решаете почитать очередную историю о Гарри Поттере.
Новая студентка поступает в магическую школу… стоп, неужели она смогла остановить безобразия Малфоя одной коротенькой репликой? Что-то тут не то.
Эй! А я-то думал, что у Гарри уже есть девушка.
Как?! Прихвостни Волдеморта дружно переквалифицировались в мракоборцев и вступили в Орден Феникса после того, как юная магичка разок переговорила с их повелителем? Да что ж это за персонаж за такой, и какого рожна весь мир простилается под неё?!
Поздравляем. Вы только что познакомились со знаменитой Мэри-Сью. Её мужская версия известна также как Марти-Стью.
читать дальшеЭтот вариант МС по крайней мере оригинален. СИшные МС не стали бы никого перевоспитывать, а просто замочили бы бедного наивного Малфоя сотоварищи прямо в хогвартском сортире, не забыв потом утопить безжизненные тушки.
Разбор признаков Мэри-Сью оставим на потом, а пока рассмотрим общую механику этих персонажей.
Такой персонаж – настоящая чёрная дыра. Она настолько сильно притягивает внимание читателя, что все остальные герои кажутся картонными. Возникает иллюзия, будто и нужны-то они лишь затем, чтоб МС сияла на их фоне. Рядом с ней все персонажи ведут себя неестественно. И даже сцены без участия МС кажутся сделанными только для того, чтоб герои могли спокойно обменяться своими восторгами по поводу главной героини. Враги отказываются противостоять Мэри-Сью, а немногочисленные жалкие попытки сопротивления преодолеваются с лёгкостью. Которая, по замыслу авторов, должна подчёркивать неэпическую крутость героини, а подчёркивает лишь эпическую слюнявость злодеев.
Под тяжестью Мэри-Сью искажается сама ткань реальности: даже законы мироздания прогибаются под героиню. Так, если есть лишь один шанс на миллион осуществить задуманное – можно даже не сомневаться, что МС его вытянет, причём с первой же попытки. Если всё предвещает провал, а шансов на спасение нет вовсе, это тоже не проблема: просто в конце появится «бог из машины» (на перлодроме его называют роялем из кустов). Да, для такой героини нет ничего невозможного. Пробиться из грязи в князи, развоплотить иномирового демона, установить мир во всём мире – всё это не проблема для истинной МС. Такие вещи она делает на раз-два.
Как же так получается? Дело в том, что на стороне Мэри-Сью мощь бога. Разумеется, не того бога, который, возможно, фигурирует в данном произведении. Нет, ей помогает сам автор – истинное всемогущее божество, способное сотворить со своим придуманным миром всё что угодно. Именно он даёт ей картонный мир и картонных противников. Если же и это не помогает, происходят «откаты». Злодеи тупеют ещё сильнее, удача растёт уже экспоненциально, а количество роялей в кустах становится не меньше количества успехов МС. События выстраиваются так, что провалить дело невозможно в принципе, даже если очень стараться. Всё это должно подчеркнуть избранность героини. И даже подчёркивает… то, что она ничегошеньки не может добиться сама, без роялей.
У Мэри-Сью бесчисленное множество форм и обличий. Чаще всего мэрисьюшки - это плоские, штампованные персонажи. Но немало и вполне прописанных, которые всё равно выглядят блекло из-за штампованных сюжетных ходов и штампованного окружения. Подавляющее большинство МС – идеализированные авторские аватары, позволяющие хотя бы на бумаге воплотить все мечты автора (обычно авторы - четырнадцатилетние девчонки).
На СИ средний возраст авторов иронической фэнтези лет эдак на десять-двадцать побольше. То ли они в действо впали, то ли так из него и не вышли.
Не все понимают, что персонажу не обязательно быть идеальным. Более того, ему не нужно постоянно претендовать на всеобщую любовь.
Увы, многих авторов прямо-таки тянет надавать своему персонажу все мыслимые и немыслимые способности, перекачать его тоннами обаяния, наделить необычным поведением. Понятно, что после этого все остальные герои обречены стать плоскими тенями на фоне ослепительного сияния МС.
В итоге же всем, кроме самого автора, Мэри-Сью кажется непрописанным персонажем. Люди не могут симпатизировать герою, в которого не верят – особенно, когда из текста с лёгкостью вычленяются авторские мечты и фантазии. Читать такие произведения – всё равно что смотреть семейное видео или семейные фотографии. Вообще, составление психологического портрета автора по его тексту – занятие познавательное, но на любителя.
Правда, стоит отметить, что Мэри-Сью (как и прочие штампы) при грамотном использовании могут и не вызывать отторжения. Но об этом позже.
Мэри-Сью универсальны. Они могут встретиться в произведениях любого жанра, но наиболее заметны в фантастической литературе (иномировые законы позволяют с лёгкостью нагрести кучу сверхспособностей и выдумать совершенно дикую предысторию). И, конечно, МС частенько обитают на страницах фанфиков, поскольку тут автору даже мир придумывать не нужно, всё уже сделано за него.
Феномен МС возник едва ли не раньше художественной литературы. Он существовал задолго до возникновения фанфикшена. Например, герои многих мифов проявляют явные черты Мэри-Сью. Сам же термин «Мэри-Сью» появился только в 1973 году. Так звали главную героиню «Путёвой истории» (Trekkie’s Tale). В этом коротеньком рассказе-пародии высмеивались многочисленные аватарные фики по вселенной Star Trek. Пародия попала в точку, и имя Мэри Сью стало нарицательным.
Хоть рассказ и короткий, перевести его я не берусь: для этого нужно иметь хотя бы смутное представление о вселенной Star Trek, а я о ней лишь слышал краем уха. Стоит однако отметить, что хоть оригинальная Mary Sue была неэпически крута, она ни над кем не издевалась, не ехидничала, всем помогала, а в конце (внимание, авторы!) погибла. Да-да, она пожертвовала собой, чтобы спасти экипаж. И пусть ей все восхищались, а день её рождения и вовсе считался национальным праздником, но в конце Mary Sue, повторюсь, погибает. На фоне современных эгоистичных МС такой персонаж кажется даже вполне живым.
МС или не МС – вот в чём вопрос. Вокруг каждого популярного произведения с явно необычным главным героем разворачиваются горячие дебаты. Критики ищут признаки мэрисьюшности, автор же всё отрицает. Иногда обвинения действительно оказываются необоснованными, когда МС объявляются все мало-мальски оригинальные персонажи, вне зависимости от их статуса, роли в истории и прописанности. Особенно часто так происходит, если автор уже успел засветиться как создатель мэрисьюшек, или же просто поссорился с критиком.
Теперь поговорим о классификации Мэри-Сью. Существует множество таких классификаторов, мы же разделим МС на подтипы по их роли в истории:
Чистая Сью - Любите меня!
Сью в «режиме бога» - Мощь зашкаливает! (твоя сила равна божьей. Спи.)
Цундере Сью - За кого ты меня принимаешь, сексист?!
Джеркас Стью - Настоящий мужчина никогда не извиняется.
Возлюбленная Сью - Он – мой парень!
Несчастная Сью - Посочувствуйте мне.
Анти-Сью - Я – бесполезное ничтожество. За что только меня любят? не могу не вспомнить столь популярную сейчас Беллу))))
Сью-злыдня - А теперь, мои прекрасные рабы, я вас всех отымею! Ха-ха-ха!
Фиксер-Сью - Всё было совсем не так!
Пародийная Сью - Как это вам удалось устоять перед моей фигурой и обаянием?
@темы:
юмор,
цитатник
lediliana Мэри - явление более всего фентезийное. А вообще - вам сюда
и не за что)) я ведь всего лишь распространитель информации))
добрый_человек, вот и где ты их находишь?
я не знаю, как сама удержалась)
lediliana, хых))